АВИАПЕРЕЛЁТ И ВИЗА

Въезд российских туристов в Египет свободный, достаточно иметь загранпаспорт, заполнить в самолёте информационные бланки и заплатить $15 за визу прямо в аэропорту. Со штампом визы в паспорте можно беспрепятственно и весело шуровать по всей стране. Попасть в страну так же легко – на самолёте. Чартер, по обычаю, обходится раза в два дешевле, чем тот же рейсовый самолёт. Билет на чартер, а так же страховка и, если необходимо, гостиница, приобретаются в туристических агентствах.

Велосипед и всё, что нельзя провозить в салоне самолета, сдается в багаж. Остальное с собой. По нормам багаж не тяжелее 20кг и габаритом не более 203см по сумме трех сторон. Ручная кладь до 5кг. Упаковывать велосипед просто (фото). Достаточно снять колёса и плотно привязать их по обе стороны к большому треугольнику рамы без эксцентриков и кассетой вовнутрь, снять руль с выноса и примотать его к вилке, перекрутить вовнутрь педали, снять седло, ослабить манетками тросики и открутить задний переключатель вместе с петухом. Чехол ещё дома обклеиваю знаком “Хрупкое” – авиагрузчики всё равно будут его кидать, но зато красиво.


ПОГОДА

Январь – месяц, когда совершалось велопутешествие, оказался очень комфортным для кручения педалей. Днём до +18°С, ночью около +8°С (в горах и пустыне до - 5°С). Удивительно, но сухой воздух пустыни может прогреться на 10-15°С всего за несколько минут, стоит только Солнцу показаться из-за горизонта, а оно в Египте кочегарит, как дядя Саша в баньке – щедро. При этом повсеместно дует сильный ледяной ветер, поднимая в воздух пыль и песок, дабы задуть их непременно в изумленный рот, глаза или уши. По-настоящему же суровый ветер “хасмин” начинает бушевать с марта по май, неся с собой тучи пыли и песчаные бури. За две недели путешествия не выпало ни дождинки. Тучи есть, а вот дождей тю-тю.


НОЧЁВКИ

Египетское солнце ежедневно пролетает с 5 утра до 5 вечера, что оказалось очень удобным: по-ихнему 5 утра, а по-нашему 10. Так, просыпаешься себе в 4 утра бодреньким весёленьким и айда любоваться видами вплоть до 6 вечера (23 по-нашему). Близ населённых пунктов или обочин палатку ставлю без опаски, что ночью нагрянут местные: вечером, когда селишься, в темноте тебя никто не видит, а утром все ещё спят. Да чего уж там, жители сами по себе радушные, приглашают переночевать. Правда, так и не решился – одному всё же лучше иметь спокойный сон в палатке, чем бурную ночь в компании радушных людей непонятных намерений. Велосипед ставится вплотную к палатке, на противоугонку и сирену. Ночи прохладные (-5…+8°С), но не сказать что холодно благодаря сухому воздуху. Спать комфортно в летнем спальнике на +9°С и в палатке, серебренная ткань которой отлично удерживает тепло внутри. Гостиницы в Египте недешёвые (от 30 до 200$ сингл номер) и в номерах уйма комаров. Фумигаторы их только веселят. Верный способ: палатка на кровать и сладкий сон из розовых слонов в палатке назло пищащим “птеродактилям”, и на удивление уборщиков номеров – они никогда не видели палатку на кровати.


ВАЛЮТА И ЦЕНЫ

Денежная единица Египта – египетский фунт (EGP) или, как величают его местные, “паунт”. Один фунт равен примерно 5,4 рублям. На ценниках иное сокращенное название фунта – L.E. (от франц. — Livre Egyptienne). Правда, ценники попадаются редко – в крупных магазинах. В основном как сторгуешься, так и купишь.

Продавцы лавок, видя ещё не загорелое, а, значит, ещё не опытное в ценах лицо, загибают цену втридорога. Так реальная цена полторашки воды 1 фунт, но её продают за 5, мол, дешевле не бывает и только у нас. Поначалу торговаться даже прикольно, а потом, зная реальную стоимость вкусняшек, этого делать и не приходится. Просто даёшь деньги и всё. Узнать реальную цену можно довольно просто: встать в очередь с местными. По какой цене продавец продал “своему”, по такой же продаст и “залётному”.

Цены провинциального Египта совсем как наши, а то и ниже, раза так в 1,5-2: чай стоит 1 фунт, булочка – 1 фунт, яблоко 2 фунта, простая каширская еда – 2 фунта, огромная порция из двух копчёных окороков с рисом – всего 5 фунтов (на курортах без торга 70 фунтов), рубашка – 15 фунтов, а “настоящие” часы Rolex можно купить “на вес” у уличных торговцев всего по 20 фунтов за штуку. Ларьков с велозапчастями не встречал, поэтому берите всё с собой. Достопримечательности Египта: храм Рамзеса II, высеченный в скале Абу-Симбел, – 95 фунтов (впрочем, получилось сторговаться до 50), на пирамиды Гизы – 60 фунтов плюс, если захочется, 20 фунтов за экскурсию на коняшке (с велосипедом не пропускают), пирамида Джосера и цитадель в Каире – по 35 фунтов.


“УДОБСТВА”

По-привычке полагая, что в Египте, как и в других странах, помыться, постираться и перекусить можно на любой заправочной станции, я и не дотумкал прихватить из дома даже зеркало. Зря. Заправка по-египетски – это три глиняные стены без крыши и дверей, мудрый дяденька с кальяном, маленький разбитый ларёк с печеньками, бинокль, канистра воды и канистра бензина. Всё. Лишь на пятый день путешествия в McDonalds я увидел себя в зеркало… На ходу же мало-мальски ополоснуться можно водой из полторашки или в закусочных, пока заодно подзаряжаются аккумуляторы. Ещё одна особенность: надписи вывесок по всему Египту на арабском языке и очень редко на английском. “И почему же я не учил арабский?” – думаю я, стоя, извините, перед туалетом и, пытаясь понять налево мне или направо…


ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

В любом уголке Египта в любую розетку без каких-либо проблем надёжно втыкаются как наши, так и европейские, и, часто, американские вилки. Напряжение 220В, частота 50Гц. Единственное отличие в том, что контакты для вилки располагаются вертикально.


ЖИВОТНЫЕ И НАСЕКОМЫЕ

Внемля наставлению глубокоуважаемой Википедии, отважно приготовился отбиваться от туч “газелей, лис, тушканчиков, гиен, шакалов, бегемотов, крокодилов, большого количества птиц, насекомых, ящериц и змей”. В первую ночь палатку поставил продуманно, дабы понять по звукам, что за неведомы зверушки тут обитают. Был бы мел, очертил круг вокруг палатки от нечестии всякой… Жду, жду. Ну, нет никого, лишь стая ворон под утро разбудила меня бдящего. Да, эт тебе не тропики, где всю ночь на моей палатке наяривали живности всякие! Может быть, в Египте в Сафари и водится кто-то из Википедии, а по маршруту следования хоть шаром покати: ни животных, ни насекомых, почти никого. Есть лишь редкие мухи и москиты, метровые крокодилы в реках, египетские цапли, нашенские голуби и вороны.

Кошки и собаки. Они в Египте особенные и о них подробнее. Египетские кошки безумно красивы, изящны и ухожены. Бери любую и вези в Россию, как редкий вид. Недаром на древних папирусах мяуки изображались столь роскошными. Такие они на самом деле! Собаки по виду, как наши дворняжки и необычайно умны. Так, в Дахаб, как и предсказывал старичок “…ты повстречаешь собаку, накорми её и она сбережёт тебя…”, на берегу Красного моря ко мне, отдыхающему на песке, подходит очаровательный кабель… девушки, это я про собаку. Смотрит на меня жалостно, видно, что кушать хочет. В общем, слопали мы с ним почти всё, что было, и не заметили, как усилился ветер – ледяной и настойчивый. Я съёжился в клубок и лег спиной к ветру дальше отдыхать. Мёрзну. Вдруг чувствую, что стало тепло. Это пёс прикрыл собой мою спину. Так, чувствуя удары его сердца, я и он, два одиноких создания, и уснули. Разбудил меня лай. Глядь, а друг разгоняет стаю собак. Он отважно дерётся, я помогаю ему подручными средствами. В общем, мы выиграли и вновь уснули. Через час нужно было ехать дальше. А ветер совсем рассвирепел и никак не давал свернуть каримат – не хватало конечностей. Я, ни на что не рассчитывая, прошу пса: “Подержи вот тут…” Он моментально положил лапу и дальше помогал сворачивать каримат почти самостоятельно. Шок! Эх, как же было тяжело прощаться и видеть его недоумевающий взгляд вслед: “Ты куда?”


РАСТЕНИЯ

Первая мысль, озираясь с трапа самолёта: “Ух, ты, а тут есть воздух? Кругом ведь ни деревца! Вологодские берёзки и в Египет поставляют кислород?" Песок, камни, скалы, мелкие кусты-колючки и разнесённые ветром целлофановые пакеты – это полное описание ландшафта Египта. Попадаются, правда, и в пустынях сухие самоотверженные деревца-оптимисты, но более рассудительные, всё же, предпочитают густо селиться вдоль Нила, да и те, прямо сказать, замухрышки. Ни то, что наши. У нас, вон, приедешь на любую дачу: тут тебе и лучок, и клубника, и хрен. Ешь не хочу. Египтяне, как и тётя Валя, тоже любят тяпку и земледелие, но выращивать приходится не на почве – она сухая и песчаная, – а в горшках с землёй. Шутка ли, 96% территории Египта – это пустыни. Самые распространённые растения в Египте: ковыль, астрагал, шиповник, верблюжья колючка, ирисы, маки, нарциссы, лютики, какие-то деревья и, конечно, пальмы.


ДОРОГИ

За исключением курортов, дороги, как правило, тяп-ляп. Беззаботно сигать по ним и любоваться по сторонам, не посматривая при этом на ямы и другие нежданчики на асфальте, чревато. Грунт, при отсутствии дождей, хорошо утоптан и гонять по нему на байке намного волшебнее, чем по асфальту. Любопытно, но и песок в пустынях, кроме дюн, тоже плотно утрамбован ветрами и катить по нему на устойчивом и ловком байке, не утопая, неожиданно просто. К слову сказать, при отсутствии дорог по каменистой песчаной поверхности Египта меж кустов-колючек можно с ветерком двигаться в любом направлении.


ТРАНСПОРТ

Движение в Египте правостороннее, но это в теории. На практике на 10-и миллионный Каир всего два светофора, да и те для прикола. Для водителей тут всё просто: кто пролез, то и Джигурда. Местные коллекционируют царапины и вмятины на своих авто, дабы было уматно, и дабы было чем похвастаться. Профессия регулировщика движения здесь сродни отважному хомячку-ледорубу средь бешеных буйволов – его, маленького, никто и не видит. А гигантское количество “Лежащих полицейских” только подогревают азарт. Любимая кнопка – кнопка клаксона: сутками, не стихая, Египет оглушают звуки бибиков. Толи водители так приветствуют друг друга, толи подзадоривают. Есть даже специальные дорожные знаки “Не бибикать!” Маневрировать на велике средь автомобильной оргии очень увлекательно. Особенно, когда ещё и пешеходы переходят дорогу в любом месте и совершенно не видят ни тебя, ни машин, а просто идёт себе спокойно и всё.


ПЕРЕБРОСКИ

Во время путешествия потребовалось сделать несколько автобусных перебросок и одну на поезде. Автотранспортная сеть охватывает любые жилые точки Египта, а автобусы ходят часто. В каждом городе есть один или несколько автовокзалов, в зависимости от количества автокомпаний. Вокзал – это такое маленькое пыльное окошко в жилом доме с сохнущими бельём, рядом с которым по расписанию останавливаются большие комфортабельные автобусы. Есть и бюджетные без кондиционера. В них раскрыты, или, скорей, выбиты все окна и задорные люди курят в салоне, не стесняясь Минздрава. Время отправления автобуса – приблизительное. Если кого-то нужно подождать – подождут. В Египте никто никуда не торопится.

Цены на автобусы примерно 10 египетских фунтов или 54 рубля на 100 км. Так, к примеру, стоимость билета “Каир – Шарм-Эль-Шейх” 50 EGP или всего 270 RUB. Есть ночные рейсы, где хорошо поспать в коротких промежутках между погранпостами: по салону проходит пограничник, смотрит на отметку в загранпаспорте, улыбается тебе, ты ему и можно дальше продолжать смотреть сон. Велик перевозится за 30% от стоимости билета. Он ставится целиком без переднего колеса вверх тормашками в багажное отделение автобуса.

Лучший и при этом самый колоритный очень дешёвый (около 120 рублей) способ добраться из Луксора до Каира вдоль Нила – это поезд, причём не туристический расфуфыренный, он ходит раз в день, а один из обычных, тот, на котором ездят жители (в 6:00, 7:30, 8:00 и 16:00). Это больше чем экстрим, это быт! Поезд по-египетски – это ни разу не ремонтированные не мытые фанерные вагоны, из корпуса которых легким движением вытаскиваются винтики, болтики и другие, наверно, важные детали. Двери у вагонов не закрываются. В них с разбега запрыгивают и стар и млад прямо на ходу. В весёлой давке дети умудряются торговать сладостями, тряпочками и выплёскивающимся на головы пассажиров кипятком из чайника. Всё бы ничего, если бы вся эта непонятно как держащаяся конструкция ехала медленно, но старенький тепловоз ухитряется разогнать вагоны до 140 км/ч! Вагоны прыгают по искореженным рельсам, как камни по воде, а пассажиров бросает по фанерному салону, как кубики льда в шейкере бармена. При этом парни спокойно, свесив ноги в открытую дверь шального вагона, разговаривают о чём-то своём. В общем, все довольны. Жизнь прекрасна!